Лид: В России ведется разработка ракет-носителей сверхлегкого класса для доставки микро и наноспутников на орбиту Земли. Микроспутники — это космические аппараты массой менее 100 кг. Традиционно их запускают в виде попутной нагрузки с «большими» космическими аппаратами, поэтому нужно ждать подходящего «рейса». Сегодня московское конструкторское бюро «Ларос» разрабатывает полный комплекс пусковых услуг для доставки грузов на орбиту с помощью сверхлегких ракет-носителей с собственных мобильных стартовых площадок. Как раз такой мобильный стенд КБ представляет на МАКС-2019. Как дорого заказчику обойдется запуск груза на орбиту, и есть ли у частых аэрокосмических компаний надежда на поддержку Роскосмоса, Show Observer рассказал основатель КБ «ЛАРОС» Олег Ларионов.
— Олег Степанович, почему КБ «ЛАРОС» вдруг решило заняться космической темой, а точнее запуском суборбитальных ракет-носителей?
— На мой взгляд, авиация и космос взаимосвязаны и имеют много общего. Поэтому открытие космического направления в рамках конструкторского бюро для меня было вполне логичным, если не очевидным решением. В процессе изучения этого рынка пришло понимание, что он совершенно неразвит. Частных аэрокосмических компаний в России наперечет. А между тем, проекты подобные нашему, дают массу возможностей — и не только для науки, как это принято думать, но и для решения многих прикладных задач бизнеса.
— Что планируется создать в рамках этого проекта?
— Мы создаем уникальный сервис коммерческих пусков сверхлегких ракет весом до 150 кг. Проект осуществляется в три этапа: создание суборбитального ракетоносителя ЛАРОС-РН1, затем — двуступенчатого орбитального ЛАРОС-РН2 и, в перспективе, одноступенчатой орбитальной ракеты ЛАРОС-РН3. Очень важный момент всего проекта — создание мобильных пусковых установок, которые сделают запуски более доступными.
Что касается сроков создания, запуск суборбитальной сверхлегкой ракеты запланирован на 2021 г., первой орбитальной ракеты — на 2024 г. Проект создания орбитальной одноступенчатой ракеты очень сложный и амбициозный. Предварительно мы будем готовы представить ее миру к 2027 г. Общая стоимость проекта составляет 1,4 млрд руб. Срок окупаемости по нашим расчетам составит около 5 лет. Кроме того, мы планируем создание мобильных стартовых установок. Это очень важный момент, с точки зрения экономической доступности запусков.
— А что уже было сделано в рамках проекта? И откуда берете финансирование на его реализацию? С Роскосмосом работаете?
— Сейчас проводится НИОКР по созданию и тестированию чистого ракетного двигателя без криогенных компонентов — используются авиационный керосин и пероксид водорода. Создан мобильный стенд для огневых испытаний двигателей тягой до 100 кгс. Также с помощью 3D-печати созданы рабочие модели двигателей. В дальнейшем планируем создать и испытать двигатели с электронасосной системой подачи топлива и тягой порядка 500 кгс и 2500 кгс.
На данный момент финансирование осуществляется за счет собственных средств. По поводу Роскосмоса могу сказать, что постепенно он поворачивается лицом к бизнесу. Не так давно была проведена первая встреча с частыми аэрокосмическими компаниями. Это большой шаг к сотрудничеству.
— Что собой представляет мобильная пусковая система?
По сути это система, устанавливаемая на транспорт, колесный или гусеничный. В нее входят, помимо самой мобильной установки, системы заправки ракетного двигателя.
Преимущества данной системы – во-первых, невысокая стоимость, что позволяет уменьшить стоимость самого ракетного запуска. Во-вторых, появляется гораздо больше возможностей с точки зрения географии запусков.
— В России еще есть подобные проекты?
— Возможно, кто-то у нас в стране и думает о создании сверхлегкой ракеты и мобильных пусковых устройств. Но официально об этом не заявлено, так что, скорее всего, мы будем первыми, кто реализует подобный проект. Мы, разумеется, также следим за тем, что делают американцы, но не ровняемся на них.
— Как в дальнейшем планируете сертифицировать созданные аппараты?
— Все космические проекты должны соответствовать регламентам Роскосмоса. В противном случае, они не будут допущены к запуску.
— У вас есть понимание, как запуски ракет-носителей (тем более с мобильных устройств) будут согласовываться с российскими или международными службами?
— Это, наверное, не самый актуальный сейчас вопрос. В любом случае мы рассчитываем на поддержку Роскосмоса.
— Сколько же будет стоить такие запуски?
— Стоимость запуска составит 2,5 млн долл. И это самое выгодное предложение на рынке. Например, доставка грузов на сверхлегкой ракете-носителе «Электрон» американской компании Rocket Lab обходится в 6 млн долл. Кроме того, запуска сверхлегкой ракеты не нужно ждать по полгода, как это происходит сейчас. Для бизнеса это, конечно, очень важный аргумент.
— Что вы думаете о проблеме космического мусора?
— Это очень серьезная проблема, которая к тому же растет в геометрической прогрессии. Есть множество спутников, которые отработав свое, десятилетиями не сходят с орбиты. Однако убрать их довольно сложно, так как у каждого спутника есть свой владелец. В любом случае, подобная проблема должна решаться на межгосударственном уровне.
— Как будет решаться безопасность запуска ракет с топливом на основе пероксида водорода?
— На самом деле, все компоненты ракетного топлива взрывоопасны. И пероксид водорода из них самый безопасный компонент.